К основному контенту

Почему одни «блаженны», а другим «горе»?


Лк 6:20-26

«Устремив взгляд на учеников, Иисус начал говорить:
– Блаженны вы, бедные,
потому что вам принадлежит Божье Царство.
Блаженны те, кто сейчас голоден,
потому что вы насытитесь.
Блаженны те, кто сейчас плачет,
потому что вы будете смеяться.
Блаженны вы, когда люди вас ненавидят,
когда вас изгоняют и оскорбляют,
когда бесчестят ваше имя из-за Сына Человеческого.
Ликуйте в тот день и прыгайте от радости, потому что велика ваша награда на небесах! Ведь точно так же поступали с пророками отцы этих людей.
Но горе вам, богатые,
потому что вы уже получили свое утешение.
Горе вам, кто сейчас сыт,
потому что вы будете голодать.
Горе вам, кто сейчас смеется,
потому что вы будете рыдать и плакать.
Горе вам, когда все хвалят вас,
ведь так же их предки хвалили лжепророков.»

Как известно, Евангелие от Луки построено по принципу хиазма, то есть зеркальной симметрии, а это значит, что «Проповеди на равнине», которая в первой части евангелия, должна соответствовать некая столь же обширная речь Иисуса во второй части. И это может быть только «малый апокалипсис» в 21-й главе.

Действительно, в этих двух эпизодах масса перекличек. Перед «Проповедью на равнине» мы читаем: «Однажды в те дни Иисус ушел на гору помолиться и провел всю ночь в молитве Богу» (6:12), а после «малого апокалипсиса» (как и должно быть по принципу зеркальности) – «Днем Иисус учил в Храме, а с наступлением вечера уходил и проводил ночь на горе, что зовется Масличной» (21:37). «Проповедь на равнине» начинается словами «счастливы бедные», а 21-я глава – словами о двух лептах бедной вдовы. Чрезвычайно важные слова шестой главы «Блаженны вы, когда люди вас ненавидят, когда вас изгоняют и оскорбляют, когда бесчестят ваше имя из-за Сына Человеческого» имеют столь же важную параллель в «малом апокалипсисе»: «Но еще до того, как все это произойдет, вас будут арестовывать и преследовать. Вас будут приводить в синагоги и бросать в темницы, будут ставить перед царями и правителями, и все это из-за Моего имени». В 21-й главе есть даже свое «горе»: «Горе беременным и кормящим грудью в те дни» (ст. 23). И это «горе» столь же скандально, как и соответствующие высказывания шестой главы, ведь в той культуре материнство точно так же рассматривалось в качестве благословения (а вовсе не горя), как и богатство. И даже «древесные» притчи есть в обеих главах (6:43-44 и 21:29-30). Перечисление параллелей можно продолжать…

Когда читатели и проповедники рассуждают о блаженствах и проклятиях «Проповеди на равнине», они, как мне кажется, не всегда подходят к этому с должной рациональностью, а в результате за деревьями не видят леса. Бесполезно углубляться в то, по какой причине блаженны нищие (и прочие называемые категории людей) и по какой причине горе богатым (и прочим перечисляемым). Нищие ничем не лучше богатых, а плачущие ничем не луче смеющихся. И это мы совершенно упускаем. За всеми этими благословениями и проклятиями стоит только одна причина – сам Христос и возвещаемое Царство. И в этом смысл сопоставления «Проповеди на равнине», где возвещается приход нового мира (этого самого Царства), и «малого апокалипсиса», где, разумеется, возвещается гибель мира старого. Но уже в «Проповеди на равнине» провозглашается суд над этим старым миром. Это мир, в котором по своей крайней испорченности люди на полном серьезе думают, что нельзя быть счастливым, если ты беден или тебя гонят, и в котором убивают свою жизнь на то, чтобы быть богатым, сытым, а самое главное – чтобы о тебе «все говорили хорошо». И ведь знаменательно, что Иисус именно на этом делает кульминацию!

Осуждается этот мир банального и мелкого мышления… Но проблема в том, что этот мир продолжает существовать и ныне. И поэтому так важно, что Иисус приводит странные, на первый взгляд, сравнения своих учеников (причем всех, а вовсе не двенадцати) с пророками (стихи 23 и 26 шестой главы). Когда вас гонят – будьте пророками, а если все вас хвалят – вы лжепророки. Быть пророком в этом контексте – это возвещать то же, что возвещал Иисус, а именно блаженство тем, кому оно даровано во Христе, и горе тем, кто воздает идольские почести примитивным ценностям этого мира.

Rev. Dr. Ales Dubrouski

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

История искушения Христа в пустыне завершается фразой...   Лк 4:1-13 История искушения Христа в пустыне завершается фразой, весьма знаменательно переведенной В. Н. Кузнецовой в Евангелии от Луки: «И дьявол, исчерпав все искушения, на время Его оставил» (ст. 13). Всего три искушения и уже исчерпал их все? Да, именно так! И вообще, надо понять глубину этого рассказа. За достаточно условной формой (образной, притчевой) стоит универсальное содержание. Эти искушения – не какие-то «частные» или случайные. Это то, чем искушается человек как таковой. То есть любой человек. И именно этими тремя всё и исчерпывается. Если условно согласиться с тем, что есть плоть, душа и дух, то мы увидим, что плоть жаждет насытиться «хлебом»; душа жаждет насытиться «всяким обладанием», будь то деньги, власть и т. д., то есть «все царства мира», причем жажда эта сугубо иррациональна, как и положено той жажде, которой жаждет душа. А вот третье искушение – особое. Дьявол ставит Иисуса н