История искушения Христа в пустыне завершается фразой...
Лк 4:1-13
История искушения Христа в пустыне завершается фразой, весьма знаменательно переведенной В. Н. Кузнецовой в Евангелии от Луки: «И дьявол, исчерпав все искушения, на время Его оставил» (ст. 13). Всего три искушения и уже исчерпал их все? Да, именно так! И вообще, надо понять глубину этого рассказа. За достаточно условной формой (образной, притчевой) стоит универсальное содержание. Эти искушения – не какие-то «частные» или случайные. Это то, чем искушается человек как таковой. То есть любой человек. И именно этими тремя всё и исчерпывается.
Если
условно согласиться с тем, что есть плоть, душа и дух, то мы увидим, что
плоть жаждет насытиться «хлебом»; душа жаждет насытиться «всяким
обладанием», будь то деньги, власть и т. д., то есть «все царства мира»,
причем жажда эта сугубо иррациональна, как и положено той жажде,
которой жаждет душа. А вот третье искушение – особое. Дьявол ставит
Иисуса на верх ХРАМА (а не просто КАКОГО-ТО высокого здания). Третье
искушение – для сознания религиозного, жаждущего, чтобы ангелы носили
его на руках. Заключается это искушение в том, что ты сам уже будешь
искушать Бога, то есть испытывать Его, то есть использовать Его. Когда
Бог – средство. Или механизм. А так нельзя.
Еще раз повторим:
перечисленные евангелистом искушения универсальны. Не надо думать, что
предложение сделать из камня хлеб актуально только для Сына Божьего.
Разве не пытаемся мы питаться камнями? Человек в своем греховном
сознании именно и предполагает, что можно насытиться всем тем ненужным,
чего мы привычно жаждем. Христос своими ответами дьяволу утверждает, что
существует и иная возможность, иная программа.
Итак, за историей искушения в пустыне, которую можно по недоразумению принять за сказку, стоят глубочайшие смыслы, и главный из них таков: ЖИТЬ МОЖНО ИНАЧЕ.
Итак, за историей искушения в пустыне, которую можно по недоразумению принять за сказку, стоят глубочайшие смыслы, и главный из них таков: ЖИТЬ МОЖНО ИНАЧЕ.
Rev. Th.D. Ales Dubrouski