К основному контенту

История искушения Христа в пустыне завершается фразой...

 Лк 4:1-13

История искушения Христа в пустыне завершается фразой, весьма знаменательно переведенной В. Н. Кузнецовой в Евангелии от Луки: «И дьявол, исчерпав все искушения, на время Его оставил» (ст. 13). Всего три искушения и уже исчерпал их все? Да, именно так! И вообще, надо понять глубину этого рассказа. За достаточно условной формой (образной, притчевой) стоит универсальное содержание. Эти искушения – не какие-то «частные» или случайные. Это то, чем искушается человек как таковой. То есть любой человек. И именно этими тремя всё и исчерпывается.

Если условно согласиться с тем, что есть плоть, душа и дух, то мы увидим, что плоть жаждет насытиться «хлебом»; душа жаждет насытиться «всяким обладанием», будь то деньги, власть и т. д., то есть «все царства мира», причем жажда эта сугубо иррациональна, как и положено той жажде, которой жаждет душа. А вот третье искушение – особое. Дьявол ставит Иисуса на верх ХРАМА (а не просто КАКОГО-ТО высокого здания). Третье искушение – для сознания религиозного, жаждущего, чтобы ангелы носили его на руках. Заключается это искушение в том, что ты сам уже будешь искушать Бога, то есть испытывать Его, то есть использовать Его. Когда Бог – средство. Или механизм. А так нельзя. 

Еще раз повторим: перечисленные евангелистом искушения универсальны. Не надо думать, что предложение сделать из камня хлеб актуально только для Сына Божьего. Разве не пытаемся мы питаться камнями? Человек в своем греховном сознании именно и предполагает, что можно насытиться всем тем ненужным, чего мы привычно жаждем. Христос своими ответами дьяволу утверждает, что существует и иная возможность, иная программа.

Итак, за историей искушения в пустыне, которую можно по недоразумению принять за сказку, стоят глубочайшие смыслы, и главный из них таков: ЖИТЬ МОЖНО ИНАЧЕ.

Rev. Th.D. Ales Dubrouski

Популярные сообщения из этого блога

Почему одни «блаженны», а другим «горе»? Лк 6:20-26 «Устремив взгляд на учеников, Иисус начал говорить: – Блаженны вы, бедные, потому что вам принадлежит Божье Царство. Блаженны те, кто сейчас голоден, потому что вы насытитесь. Блаженны те, кто сейчас плачет, потому что вы будете смеяться. Блаженны вы, когда люди вас ненавидят, когда вас изгоняют и оскорбляют, когда бесчестят ваше имя из-за Сына Человеческого. Ликуйте в тот день и прыгайте от радости, потому что велика ваша награда на небесах! Ведь точно так же поступали с пророками отцы этих людей. Но горе вам, богатые, потому что вы уже получили свое утешение. Горе вам, кто сейчас сыт, потому что вы будете голодать. Горе вам, кто сейчас смеется, потому что вы будете рыдать и плакать. Горе вам, когда все хвалят вас, ведь так же их предки хвалили лжепророков.» Как известно, Евангелие от Луки построено по принципу хиазма, то есть зеркальной симметрии, а это значит, что «Проповеди на равнине», которая в первой части евангели